«ШКОЛА ПЕШЕХОДНЫХ НАУК»
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
Составители:
И. А. Сугян
Т. И. Синицкая
С. В. Калимулина
Вводное занятие: ознакомительная экскурсия
Цель ознакомительной экскурсии: сформировать у дошкольников целостное представление о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов со светофорами и дорожными знаками.
При проведении ознакомительной экскурсии я показываю детям дорогу и пешеходные переходы, рассказываю об их взаимосвязи со светофорами и дорожными знаками. Объясняю правила движения пешеходов. Обращаю особое внимание на время года, опасные места и объекты вокруг детского сада, закрывающие обзор дорог, остановки маршрутного транспорта, рассказываю о посадке и высадке пассажиров.
Целостное представление о дорожной среде в виде наглядных образов мне помогает в проведении дальнейших занятий в группе с подробным разбором увиденного, будет способствовать развитию воображения, мышления, памяти и других познавательных способностей в работе с иллюстрациями.
Занятие 1. Тема: Дорога в детский сад и домой
Цель занятия: формировать и развивать у дошкольников целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный путь домой.
Наглядные пособия: иллюстрация на тему «Дети идут домой».
Содержание занятия:
1. Беседа с дошкольниками
Вспомните, что видели на улицах по дороге в детский сад. Для целостности восприятия ими дорожной среды и наблюдательности необходимо, чтобы дошкольники назвали как можно больше разных предметов, объектов, явлений. С этой целью проводится опрос о дороге в детский сади ставится задача подробно описать улицы, их пересечения, отметить наличие снегирем, пешеходного перехода, который иногда называют «зебра», подземного перехода и т.д.
В беседе задаю наводящие вопросы, с целью добиться более подробного описании детьми дороги и оценки их возможностей в целостности восприятия. Особое внимание обращаю на главное по дороге в детский сад: опасные места. Объясняю, что выбирать маршрут надо там, где меньше пересечений дороги, нет интенсивного движения транспорта - тогда дорога более безопасная.
2. Работа с иллюстрациями
Прошу детей изучить картинку «Мальчик идет домой». Оценивает наблюдательность, умение заметить опасные места. Дается домашнее задание: показать картинку родителям, бабушке, дедушке, брату, сестре и по их подсказке обвести шесть опасных мест на картинке красным карандашом (фломастером) и нарисовать стрелками наиболее безопасный путь мальчика домой.
Занятие 2. Тема: Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром. Что такое транспорт?
Цель занятия: сформировать у дошкольников некоторые обобщенные понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные, безопасные и неправильные - опасные; расширить словарный запас по дорожной лексике.
Наглядные пособия: иллюстрации.
Содержание занятия
1. Беседа с дошкольниками
В беседе ввожу новые слова и словосочетания по дорожной лексике. Так, применительно к автомобилю (понятие, им известное) использую, например, глаголы: остановиться, тормозить, обгонять, перевозить, поворачивать, заправлять, ремонтировать и т.п. Прошу объяснить, как дети понимают эти слова, дополняют ответы, оценивают осмысление дорожной лексики. Объясняют значение новых слов.
Пешеход - человек, который ходит по улице пешком, а не едет и не работает на дороге.
Водитель - человек, который управляет машиной (водит легковой, грузовой автомобиль, такси, автобус, трамвай, велосипед, мопед и др.). Педагог просит детей ответить, на вопросы. «Кто еще может называться водителем?», «Как называют водителя самолета, поезда, теплохода, трактора, мотоцикла?».
Пассажир - человек, находящийся в машине, кроме водителя. Просит перечислить машины, где едут пассажиры (автобус, трамвай, поезд, самолет, троллейбус, автомобиль и др.).
1. Работа с иллюстрациями.
Прошу дошкольников выполнить шесть заданий.
Задание 1- надо определить, кто изображено на рисунках и по каким признакам различаются пешеход, водитель и пассажир. Задание 2 - на примерах обобщенных понятий «дерево» и «посуда» я раскрываю новое понятие «транспорт», показываю рисунки легкового автомобиля, трамвая, автобуса, грузового автомобиля, и прошу детей вспомнить, какие еще виды транспорта вы знаете. Объясняю, что все эти машины едут по дорогам, т.е. они относится к наземному, дорожному транспорту. Транспорт бывает не только дорожный, наземный, но и воздушный (самолет, вертолет), водный (катер, теплоход, лодка), подземный (метро). Задание 3 - прошу детей определить, какой транспорт изображен на рисунках, и рассказать об особенностях движении (по рельсам - трамвай, поезд, колесный транспорт). Оцениваю умение наблюдать и выделять отличительные признаки транспорта, их способность объединять слова, обозначающие отдельные предметы, в термины, обобщенные понятия. Прошу выполнить задания 4 и 5 на развитие логики мышления и умение сосредоточиться (обвести карандашом или фломастером рисунки дорожного, водного, воздушного транспорта и соединить линиями одинаковые виды транспорта) и задание6- на концентрацию и устойчивость внимания (найти конец линии от «пешеходов» к «транспорту»).

Занятие 3. Тема: Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах.
Цель занятия: формировать и развивать у дошкольников целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах.
Наглядные пособия: сюжетные картинки опасных ситуаций.
Содержание занятья
1.Рассказываю о том, что с каждым годом увеличивается количество транспорта. Днем и ночью по дорогам непрерывным потоком движутся автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутные такси.
Дети должны, выходя из дома на улицу, прислушиваться и присматриваться, нет ли поблизости машин. Опасность может подстерегать и на улице, и во дворах, куда въезжают и выезжают автомобили. Поэтому надо быть очень внимательным и наблюдательным, научиться видеть все происходящее вокруг. Надо не только смотреть на проезжающие мимо автомобили, но и знать, что за ними может быть другой транспорт; автобусы, троллейбусы, трамваи,
Обращаю внимание детей на опасные места на улицах и дорогах, где не сразу можно увидеть движущиеся машины. Дети часто ошибаются, выбирая место для перехода дороги. Особенно опасно выходить на проезжую часть из-за стоящего транспорта, деревьев, кустов. Объясняет, что из-за стоящих автомобиля, автобуса, троллейбуса не видно движущихся по дороге других машин. Водителям этого транспорта также не видно человека, намеревающегося перейти дорогу. Предупреждаю, что нельзя выходить на проезжую часть без взрослых и, не соблюдая определенные правила перехода. Опасно выходить на дорогу из-за закрывающих обзор препятствий (кустов, заборов, стоящих автомобилей и др.)
Привожу примеры беспечного и неосторожного поведения детей во дворах, на улицах, дорогах.
2. Работа с иллюстрациями.
Анализируются изображенные на картинках сюжетные опасные ситуации на тему: «Мальчики и девочки думали, что так поступать можно» (картинка). Дети спрашивают: «А ты как думаешь?» Если «можно», то следует поставить в знак (+), а если «нельзя» - знак (-). Педагог просит придумать рассказы по картинкам, акцентируя внимание детей на том, как правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах.
Иллюстрации к занятию 3
«Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах»


Занятие 4. Тема: Светофор.
Цель занятия: ввести новое понятие - «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно переходить улицу по зеленому сигналу светофора. Объяснить, в чем различие светофоров для водителей и для пешеходов; приучать к дисциплине на дороге, вырабатывая привычку переходить улицу только на зеленый сигнал светофора.
Наглядные пособия: иллюстрации, кружочки красного, желтого и зеленого цвета.
Содержание занятия:
1. Беседа с детьми
Выясняю, кто из детей знает, что такое светофор. Дает определение светофора как устройства с тремя световыми сигналами: Красный - значит опасно, это запрещающий сигнал на него переходить дорогу нельзя. Желтый - тоже запрещающий сигнал, он предупреждает о смене сигнала. Зеленый - разрешающий сигнал светофора. Но при переходе дорог все равно нужно убедиться, что все машины остановились. Переход дороги на зеленый сигнал светофора является правилом дорожного движении. Это должны знать все.
Даю установку на право послушное поведение по соблюдению сигналов светофора. Воспитанные, дисциплинированные, культурные дети-пешеходы всегда переходят дорогу только на зеленый сигнал светофора. Невоспитанные пешеходы идут на красный или желтый сигнал. Их называют нарушителями. Взрослых за это наказывают предупреждением или штрафом, потому что, нарушая правила перехода, они подвергают опасности и свою жизнь, и жизнь других пешеходов, водителей и пассажиров.
1. Работа с иллюстрациями.
Дается задание раскрасить сигналы светофора и объяснить назначение.
3.Игра «Светофор»
Дети выстраиваются в шеренгу. Объясняю им, что у него в руках три сигнала светофора. Если он покажет красный сигнал, они должны сделать шаг назад. Желтый сигнал - стоять на месте, зеленый - сделать три шага вперед. Тот, кто ошибется, выходит из игры. Победит тот, кто ни разу не ошибся.
4. Игра «Водители и пешеходы»
Дети разбиваются на группы по 3-4 чел., распределяя роли «водителя» и «пешеходов». Отрабатываются действия по сигналам «светофора». Неоднократно повторяя их, формируют навыки у каждого ребенка.
Занятие 5. Тема: Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.
Цель занятий: сформировать у дошкольников представление о значении новых терминов: «тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина», научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность.
Наглядные пособия: иллюстрации.
Содержание занятия:
1. Рассказ-объяснение.
Объясняю значение новых терминов «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина».
Тротуар - это часть дороги для движения пешеходов.
Пешеходная дорожка - только для пешеходов.
Обочина - это часть дороги для движения пешеходов, если нет тротуара. Иногда машины могут съезжать на обочину.
Тротуар отделяется от дороги, где едут машины, бордюрным камнем.
Обращает внимание на то, что транспорт едет по правой стороне дороги. Транспорт не должен ходить по тротуару. Но, некоторые недисциплинированные водители заезжают на тротуар, создавая опасность для пешеходов. Кроме того, Правила дорожного движения разрешают подвозить по тротуару грузы в магазины, проводить уборку и ремонт при помощи специальных машин. Поэтому и на тротуаре нужно быть внимательным, уметь вовремя сориентироваться и уйти от опасности.
Если нет тротуара и пешеходной дорожки, то можно ходить по обочине. А если нет обочины, например за городом, то можно идти по краю дороги, но только вместе с взрослыми, в один ряд навстречу движению транспорта, чтобы можно было его видеть. Подчеркивает, что это тоже правило, которое надо соблюдать.
2. Работа с иллюстрациями.
Даю задание рассмотреть изображения «тротуара», «пешеходной дорожки», «обочины». Даю задание: определить, какие и сколько предметов «спрятаны» на картинке и обвести их цветными карандашами. Ответ: на картинке пять предметов: грузовой автомобиль, троллейбус, легковой автомобиль, автобус, светофор.
3.Игра
Определяю, как дошкольники различают правую и левую сторону (обычно по правой руке).
Дети делятся на группы (по 4 чел.) и отрабатывают движения по «тротуару». Группа («водители») «выезжает» на тротуар со стороны «дороги» или «дворов» и создает «помехи». Игра формирует внимательность, наблюдательность, бдительность в осторожность, воспитывает дисциплинированное поведение на тротуаре.
Занятие 6. Тема: Пешеходный переход
Цель: повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицу и дороги.
1.Работа с иллюстрациями (Приложение 6)
Объясняю, что белые широкие линии, которыми обозначается пешеходный переход, иногда называют «зебра». Дети изучают картинку с изображением «зебры». Задается вопрос: на что похожа «зебра»? Дается подсказка: на полосатое животное - зебру (для развитая ассоциативного запоминания).
Рассматриваются рисунки «подземный пешеходный, переход» и «надземный пешеходный переход» (мост); изучается по рисунку движение пешеходов под прямым углом к краю проезжей части дороги. Дети рисуют стрелки перехода дороги прямо, а не наискосок и повторяют правило перехода дороги с поворотами головы.
1. Рассказ
Прошу вспомнить ознакомительную экскурсию и задаю вопрос «Как еще обозначается пешеходный переход, кроме линий «зебра»? Объясняет; дорожными знаками « Пешеходный переход».
Рассказываю, как переходить проезжую часть небольших улиц и дорог.
3. Игра «Пешеходный переход»
Дети делятся на группы по 5 чел. В упражнениях отрабатываются действия перехода дороги по пешеходному переходу: остановка, прислушивание и повороты головы во все стороны, налево и направо. Проводятся индивидуальные и групповые упражнения по практической отработке двигательных навыков перехода проезжей части дороги.