02.04.2018 Конспекты НОД на тему "Школа пешеходных наук", воспитатели - Сугян И. А., Синицкая Т. И.

 

«ШКОЛА ПЕШЕХОДНЫХ  НАУК» 

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

 

Составители:

                 И. А. Сугян

Т. И. Синицкая

С. В. Калимулина

 

 

 

 

Вводное занятие: ознакомительная экскурсия

Цель ознакомительной экскурсии: сформировать у дошкольников целостное представление о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимо­связи дорог, пешеходных переходов со светофорами и дорожными знаками.

При проведении ознакомительной экскурсии я показываю детям дорогу и пешеходные переходы, рассказываю об их взаимосвязи со светофорами и дорожными знаками. Объясняю правила движения пешеходов. Обращаю особое внимание на время года, опасные места и объекты вокруг детского сада, закрывающие обзор дорог, остановки маршрутного транспорта, рассказываю  о посадке и высадке пассажиров.

Целостное представление о дорожной среде в виде наглядных образов мне помо­гает в проведении дальнейших занятий в группе с подробным разбором увиденного, будет способствовать развитию воображения, мышления, памяти и других познавательных способностей в работе с иллюстрациями.

 

Занятие 1. Тема: Дорога в детский сад и домой

Цель занятия: формировать и развивать у дошкольников целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный путь домой.

Наглядные пособия: иллюстрация на тему «Дети идут домой».

Содержание занятия:

1. Беседа с дошкольниками

Вспомните, что видели на улицах по дороге в детский сад. Для целостности восприятия ими дорожной среды и наблюдательности необходимо, чтобы дошкольники назвали как можно больше разных предметов, объектов, явлений. С этой целью проводится опрос о дороге в детский сади ставится задача подробно описать улицы, их пересечения, отметить наличие снегирем, пешеходного перехода, который иногда называют «зебра», подземного перехода и т.д.

В беседе задаю наводящие вопросы, с целью добиться более подробного описании детьми дороги и оценки их возможностей в целостности восприятия. Особое внимание обращаю на главное по дороге в детский сад: опасные места. Объясняю, что выбирать маршрут надо там, где меньше пересечений до­роги, нет интенсивного движения транспорта - тогда дорога более безопасная.

2. Работа с иллюстрациями

Прошу детей изучить картинку «Мальчик идет домой». Оценива­ет наблюдательность, умение заметить опасные места. Дается домашнее задание: показать картинку родителям, бабушке, дедушке, брату, сестре и по их подсказке обвести шесть опасных мест на картинке красным карандашом (фломастером) и на­рисовать стрелками наиболее безопасный путь мальчика домой.

 

Занятие 2. Тема: Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром. Что такое транспорт?

Цель занятия: сформировать у дошкольников некоторые обобщенные понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные, безопасные и непра­вильные - опасные; расширить словарный запас по дорожной лексике.

Наглядные пособия: иллюстрации.

Содержание занятия

1. Беседа с дошкольниками

В беседе ввожу новые слова и словосочетания по до­рожной лексике. Так, применительно к автомобилю (понятие, им известное) использую, например, глаголы: остановиться, тормозить, обгонять, перево­зить, поворачивать, заправлять, ремонтировать и т.п. Прошу объяс­нить, как дети понимают эти слова, дополняют ответы, оценивают осмысление дорожной лексики. Объясняют значение новых слов.

Пешеход - человек, который ходит по улице пешком, а не едет и не работа­ет на дороге.

Водитель - человек, который управляет машиной (водит легковой, грузо­вой автомобиль, такси, автобус, трамвай, велосипед, мопед и др.). Педагог про­сит детей ответить, на вопросы. «Кто еще может называться водителем?», «Как называют водителя самолета, поезда, теплохода, трактора, мотоцикла?».

Пассажир - человек, находящийся в машине, кроме водителя. Просит перечислить машины, где едут пассажиры (автобус, трамвай, поезд, са­молет, троллейбус, автомобиль и др.).

1.      Работа с иллюстрациями.

Прошу дошкольников выполнить шесть заданий.

Задание 1- надо определить, кто изображено на рисунках и по каким при­знакам различаются пешеход, водитель и пассажир. Задание 2 - на примерах обобщенных понятий «дерево» и «посуда» я раскрываю новое понятие «транспорт», показываю рисунки легкового автомобиля, трамвая, автобуса, грузового автомобиля, и прошу детей вспомнить, какие еще виды транс­порта вы знаете. Объясняю, что все эти машины едут по дорогам, т.е. они от­носится к наземному, дорожному транспорту. Транспорт бывает не только до­рожный, наземный, но и воздушный (самолет, вертолет), водный (катер, теплоход, лодка), подземный (метро). Задание 3 - прошу детей определить, какой транспорт изображен на рисунках, и рассказать об особенностях движении (по рельсам - трамвай, поезд, колесный транспорт). Оцениваю умение  наблюдать и выделять отличительные признаки транспорта, их способность объединять слова, обозначающие отдельные предметы, в тер­мины, обобщенные понятия. Прошу выполнить задания 4 и 5 на развитие ло­гики мышления и умение сосредоточиться (обвести карандашом или фломас­тером рисунки дорожного, водного, воздушного транспорта и соединить линиями одинаковые виды транспорта) и задание6- на концентрацию и ус­тойчивость внимания (найти конец линии от «пешеходов» к «транспорту»).

  

 

 

Занятие 3. Тема: Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах.

Цель занятия: формировать и развивать у дошкольников целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах.

Наглядные пособия: сюжетные картинки опасных ситуаций.

Содержание занятья

1.Рассказываю о том, что с каждым годом увеличивается количество транс­порта. Днем и ночью по дорогам непрерывным потоком движутся автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутные такси.

Дети должны, выходя из дома на улицу, прислушиваться и присматриваться, нет ли поблизости машин. Опасность может подстерегать и на улице, и во дво­рах, куда въезжают и выезжают автомобили. Поэтому надо быть очень внима­тельным и наблюдательным, научиться видеть все происходящее вокруг. Надо не только смотреть на проезжающие мимо автомобили, но и знать, что за ними может быть другой транспорт; автобусы, троллейбусы, трамваи,

Обращаю внимание детей на опасные места на улицах и доро­гах, где не сразу можно увидеть движущиеся машины. Дети часто ошибаются, выбирая место для перехода дороги. Особенно опасно выходить на проезжую часть из-за стоящего транспорта, деревьев, кустов. Объясняет, что из-за стоя­щих автомобиля, автобуса, троллейбуса не видно движущихся по дороге других машин. Водителям этого транспорта также не видно человека, намеревающего­ся перейти дорогу. Предупреждаю, что нельзя выходить на проезжую часть без взрослых и, не соблюдая определенные правила перехода. Опасно вы­ходить на дорогу из-за закрывающих обзор препятствий (кустов, заборов, стоящих автомобилей и др.)

Привожу примеры беспечного и неосторожного поведения детей во дворах, на улицах, дорогах.

2.                      Работа с иллюстрациями.

Анализируются изображенные на картинках сюжетные опасные ситуации на тему: «Мальчики и девочки думали, что так поступать можно» (картинка). Дети спрашивают: «А ты как думаешь?» Если «можно», то следует по­ставить в знак (+), а если «нельзя» - знак (-). Педагог просит приду­мать рассказы по картинкам, акцентируя внимание детей на том, как правильно и безопасно вести себя на улицах и дорогах.

 

 

 

 

 

 

Иллюстрации к занятию 3

«Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 

 

 

 

  

Занятие 4. Тема: Светофор.

Цель занятия: ввести новое понятие - «светофор», объяс­нить его световые сигналы и научить безопасно переходить улицу по зеленому сигналу светофора. Объяснить, в чем различие светофоров для водителей и для пешеходов; приучать к дисциплине на дороге, вырабатывая привычку перехо­дить улицу только на зеленый сигнал светофора.

Наглядные пособия: иллюстрации, кружочки красного, желтого и зеленого цвета. 

Содержание занятия:

1. Беседа с детьми

Выясняю, кто из детей знает, что такое светофор. Дает опреде­ление светофора как устройства с тремя световыми сигналами: Крас­ный - значит опасно, это запрещающий сигнал на него переходить дорогу нельзя. Желтый - тоже запрещающий сигнал, он предупреждает о смене сигнала. Зеленый - разрешающий сигнал светофора. Но при переходе дорог все равно нужно убедиться, что все машины остановились. Переход дороги на зеленый сигнал светофора является правилом дорожно­го движении. Это должны знать все.

Даю установку на право послушное поведение по соблюдению сигналов светофора. Воспитанные, дисциплинированные, культурные дети-пешеходы всегда переходят дорогу только на зеленый сигнал све­тофора. Невоспитанные пешеходы идут на красный или желтый сигнал. Их называют нарушителями. Взрослых за это наказывают предупреж­дением или штрафом, потому что, нарушая правила перехода, они под­вергают опасности и свою жизнь, и жизнь других пешеходов, водителей и пассажиров.

1.      Работа с иллюстрациями.

Дается задание раскрасить сигналы светофора и объяснить назначение.

3.Игра «Светофор»

Дети выстраиваются в шеренгу. Объясняю им, что у него в ру­ках три сигнала светофора. Если он покажет красный сигнал, они должны сделать шаг назад. Желтый сигнал - стоять на месте, зеленый - сделать три шага вперед. Тот, кто ошибется, выходит из игры. Победит тот, кто ни разу не ошибся.

4. Игра «Водители и пешеходы»

Дети разбиваются на группы по 3-4 чел., распределяя роли «водителя» и «пешеходов». Отрабатываются действия по сигналам «светофора». Неодно­кратно повторяя их, формируют навыки у каждого ребенка.

 

  

Занятие 5. Тема: Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.

Цель занятий: сформировать у дошкольников представление о значении новых терминов: «тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина», научить правилам дисциплинированного поведения, умению предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность.

Наглядные пособия: иллюстрации.

Содержание занятия:

1.      Рассказ-объяснение.

Объясняю значение новых терминов «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина».

Тротуар - это часть дороги  для движения пешеходов.

Пешеходная дорожка - только для пешеходов.

Обочина - это часть дороги для движения пешеходов, если нет тротуара. Иногда машины могут съезжать на обочину.

Тротуар отделяется от дороги, где едут машины, бордюрным камнем.

Обращает внимание на то, что транспорт едет по правой стороне дороги. Транспорт не должен ходить по тротуару. Но, некоторые недисциплинированные водители заезжают на тротуар, создавая опасность для пешеходов. Кроме того, Правила дорожного движения разрешают подвозить по тротуару грузы в магазины, проводить уборку и ремонт при помощи специальных машин. Поэтому и на тротуаре нужно быть внимательным, уметь вовремя сориентиро­ваться и уйти от опасности.

Если нет тротуара и пешеходной дорожки, то можно ходить по обочине. А если нет обочины, например за городом, то можно идти по краю дороги, но только вместе с взрослыми, в один ряд навстречу движению транспорта, чтобы можно было его видеть. Подчеркивает, что это тоже прави­ло, которое надо соблюдать.

2. Работа с иллюстрациями.

Даю задание рассмотреть изображения «тротуара», «пешеходной дорожки», «обочины». Даю задание: определить, какие и сколько предметов «спрятаны» на картинке и обвести их цветными карандашами. Ответ: на картинке пять предметов: грузовой автомобиль, троллейбус, легко­вой автомобиль, автобус, светофор.

3.Игра

Определяю, как дошкольники различают правую и левую сторону (обычно по правой руке).

Дети делятся на группы (по 4 чел.) и отрабатывают движения по «тро­туару». Группа («водители») «выезжает» на тротуар со стороны «дороги» или «дворов» и создает «помехи». Игра формирует внимательность, наблюдатель­ность, бдительность в осторожность, воспитывает дисциплинированное пове­дение на тротуаре.

 

  

Занятие 6. Тема: Пешеходный переход

Цель: повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинирован­ность в соблюдении правил перехода улицу и дороги.

1.Работа с иллюстрациями (Приложение 6)

Объясняю, что белые широкие линии, которыми обозначается пешеходный переход, иногда называют «зебра». Дети изучают картинку с изображением «зебры». Задается вопрос: на что похожа «зебра»? Дается подсказка: на полосатое животное - зебру (для развитая ассоциативного запоминания).

Рассматриваются рисунки «подземный пешеходный, переход» и «надзем­ный пешеходный переход» (мост); изучается по рисунку движение пешехо­дов под прямым углом к краю проезжей части дороги. Дети рисуют стрелки пере­хода дороги прямо, а не наискосок и повторяют правило перехода дороги с поворотами головы.

1.      Рассказ

Прошу вспомнить ознакомительную экскурсию и задаю вопрос «Как еще обозначается пешеходный переход, кроме линий «зебра»? Объясняет; дорожными знаками « Пешеходный переход».

Рассказываю, как переходить проезжую часть неболь­ших улиц и дорог.

3. Игра «Пешеходный переход»

Дети делятся на группы по 5 чел. В упражнениях отрабатываются дейст­вия перехода дороги по пешеходному переходу: остановка, прислушивание и по­вороты головы во все стороны, налево и направо. Проводятся индивидуальные и групповые упражнения по практической отработке двигательных навыков пере­хода проезжей части дороги.